Борис Литвинов (l_boris) wrote,
Борис Литвинов
l_boris

Categories:

Каникулы в Новосибирске: Вдоль железной дороги

Оригинал взят у secretlass в Каникулы в Новосибирске: Вдоль железной дороги, ч.1


У каждого города много обличий: есть парадный фасад, который показывают всем приезжающим, есть спальные районы, одинаковые везде, есть исторические места и есть задворки с завалюшками. Если город любят его власти и жители, то исторические места завалюшками становятся редко, но всякое бывает. Это я сейчас вас как бы предупредила, что пост будет не однозначно в розовых бантиках, и у меня вообще была мысль маршрут порезать и потом склеить заново в более красивом варианте, но я не стала. Поэтому, добро пожаловать на улицу Фабричную и дальше в глубь истории вдоль железной дороги.

Нить маршрута: ост. "Автовокзал" - ул. Фабричная, Дом грузчиков (Фабричная, 6), Дом речников - Спартаковский мост - Макаронная фабрика И.М. Луканина (Фабричная, 33) - Красные казармы (Владимировская, 2) - музей Истории Западно-Сибирской железной дороги (Дмитрия Шамшурина, 39) - вокзал "Новосибирск-Главный" - музей Счастья (1905 года, 13) - памятник работникам локомотивного депо - Новосибирский городской дом учителя (Владимировская, 17) - Дорожная клиническая больница, Часовня в честь иконы Божьей матери Споручница Грешных (Владимировский спуск, 2а к16) - ул. Ногина - ул. Сухарная - фабрика "Корс", мемориал обувщикам и кожевникам - детский сад №10 "Радуга" (Сухарная, 76) - каток/аквапарк "Горячий лёд" (Ельцовка 2-я, 12) - ост. "ПКиО Заельцовский"


Сегодня мы встречаемся на остановке "Автовокзал" и ныряем под железнодорожный мост на Фабричную.

Фабричная – улица в Железнодорожном районе Новосибирска. Своё название улица получила от расположенных на ней промышленных предприятий. В частности, в начале XX века здесь находились пивоваренный завод, макаронная фабрика, паровые мельницы, склад сельскохозяйственных машин.



В советское время улица оставалась средоточием промышленных предприятий. Кроме того, на ней был построен дом для Министерства Морского и Речного флота, известный под названием «дом грузчиков», о чём изначально свидетельствовала ныне не сохранившаяся надпись на фасаде. Здание построено в 1934 – 1938 гг. по предложению секретаря горкома ВКП(б) С.А. Шварца, руководителя забастовки 1915 года. Постройкой руководил архитектор К.Е. Осипов.



Здание Дома грузчиков очень впечатляет своими формами.

С архитектурной точки зрения здание интересно как переходный тип от конструктивизма к так называемому «сталинскому неоклассицизму». Значительный масштаб здания и его расположение обусловлено первоначальным (не завершенным позднее) градостроительным замыслом, суть которого заключалась в создании доминанты, фиксирующей ось «набережная Оби — Центр города». К сожалению, в настоящее время улица Фабричная потеряла прежнее значение, и «Дом грузчиков» оказался в стороне от часто посещаемой части города.



Хроника строительства прослеживается по информации «Советской Сибири»: «Шестиэтажный каменный дом для грузчиков строит в Новосибирске, на Фабричной улице (в районе мельниц) Западно-Сибирское управление речного транспорта. Объём площади всего дома — 19 тысяч кубометров. 60 процентов квартир будут состоять из двухкомнатных и 40 процентов — из трехкомнатных. Стоимость его определяется в 1 млн рублей» (14.01.34).

Четыре месяца спустя: «Новый дом для работников речного транспорта. Западно-Сибирское управление приступает к сооружению каменного дома грузчиков» (22.05.34).


Наконец: «Жилой дом для грузчиков сдан в эксплуатацию» (23.09.38).



Вблизи хорошо видно, что общее его состояние незавидное, даже деревья уже из него растут.



И дранка рвётся наружу.



Соседний с ним дом с башенкой тоже примечателен. Населяющие его люди утверждают, что это Дом речника, и, скорее всего, так оно и есть: на улице Фабричной закладывается фундамент дома для работников Обского речфлота с 73 квартирами, магазином и клубом (архитектор О. И. Жигалова), построен он в 1956 году.



Здесь действительно селили работников речпорта. И голуби тоже, возможно, из них :)



И он тоже потихоньку осыпается. Но и осыпается он красиво!



Кстати о реке. Река совсем близко, но добраться до неё нелегко: порты, склады, железнодорожные пути и т.д. Но вот в просвете переулка виден Горский микрорайон на левом берегу.



Если свернуть за домом с башенкой к железной дороге, то можно выйти на Спартаковский мост и посмотреть, как Транссиб прощается с Турксибом. Здесь рядом находятся две станции - "Центр" на Турксибе, "Правая Обь" на Транссибе. (Да, "Левая Обь" тоже есть, угадайте где.)





Туркестано-Сибирская магистраль — железная дорога, построенная в 1926—1931 годах, соединившая Среднюю Азию с Сибирью. Одна из главных строек первой пятилетки СССР.



Открытие Турксиба описано в книге Ильфа и Петрова «Золотой теленок» (1931). Правда, там Турксиб представлен как Восточная Магистраль, а станция Айнабулак — как Гремящий Ключ. Именно здесь Остап Бендер наконец получил желанный миллион у подпольного миллионера Корейко. Авторы романа Илья Ильф и Евгений Петров (Катаев) действительно присутствовали на смычке в качестве корреспондентов московской газеты «Гудок» (центральный печатный орган НКПС СССР).

Впрочем, к тому моменту уже существовала Алтайская железная дорога от Ново-Николаевска до Семипалатинска, она была сдана во временную эксплуатацию 21 октября 1915 года, а в постоянную — в 1917 году, в разгар Первой мировой войны. На фотографии справа, однако, не Транссиб и не Турксиб, а ветка к заводу "Химпласт".



Отсюда хорошо видно БЦ "Кронос", построенного на месте гаражей и "валухи" - стихийной свалки за гаражами, ибо местные жители годами валили под откос к железнодорожным путям ставшие ненужными вещи. Теперь здесь порядок.



На выезде со Спартаковского моста в сторону Советской хорошо видна брусчатка.



Возвращаемся на Фабричную. Здесь и далее - симпатичные домики за аккуратными заборами принадлежат РЖД, графские ужасные развалины - городу. Это здание - один из корпусов завода "Химпласт", скоро мы узнаем, что с ним не так.



Вообще, на Фабричной сохранилось довольно много исторических зданий. Например, Фабричная 17 (красный дом в коллаже) - здание построено на арендованном Н. А. Туркиным участке № 4 «Сосновой дачи» (так именовалась территория города, расположенная между р. Обь и железной дорогой) в силу тяготения мукомольного производства к транспортным веткам. Дом использовался под контору мукомольного предприятия и жилье для его служащих. С приходом Советской власти вся недвижимость была национализирована и передана городскому мелькомбинату.



Сосновая дача - ммм... Теперь здесь, конечно, не осталось ни одной сосны.

Здесь уже начинаются владения хлебопёков: и серые унылые здания советской постройки и красивые старинные.



Вообще эта улица не особенно располагает к прогулкам: здесь очень шумно и очень пыльно из-за грузовиков, которые идут по Фабричке в обход Красного проспекта, но и здесь есть прекрасное - на чёрной-чёрной улице на чёрном-чёрном цветке сидит чёрная-чёрная бабочка :)



А здесь, я сама удивилась, старое здание отреставрировали и сделали лофт-проект "Мельница" по типу московских "Этажей" и питерских "Ткачей", и там уже вовсю проводят различные мероприятия, мастер-классы и т.д. Надо сходить на разведку.



И наконец-то историческое здание фабрики макаронной фабрики И.М. Луканина. Фабрика была построена в 1909-12 годах и оборудована новейшим оборудованием, в том числе паровыми двигателями Siemens. За зданием макаронной фабрики находилась одна из самых крупных мельниц Новониколаевска, принадлежащая также купцам Луканину (председатель городской думы по совместительству) и Туркину. С 1910 года налажен выпуск макарон и лапши, выпечка сушек и бубликов. В 1911 году на 1-й Западно-Сибирской выставке Его Императорского Величества продукции фабрики присуждена Большая серебряная медаль.

Все видят, какое красивое здание? Вот и я нет.



Само оно в строительных лесах, и на нём подновляют краску, отойти чуть подальше, чтобы сфотографировать, не получается, ибо там это.



Перейти на другую сторону дороги тоже не выйдет, ибо там это.



Жёлтенькая спецтехника сносит остатки завода "Химпласт", стоящего в запустении много лет.



Но если вам всё же хочется взглянуть на Луканинскую фабрику, то когда-то давно я её уже фотографировала.

В общем, хотя сейчас всё и выглядит более, чем печально, мне кажется, у улицы Фабричной начинается новая жизнь, и это не может не радовать!







Далее по плану у меня было пройти до конца Фабричной и выйти с неё на Владимировскую - не повторяйте моих ошибок, садитесь на автобус! Меня подкосила развязка у Димитровского моста, я нечаянно ушла с неё на Ленина, дала кругаля больше, чем в километр, и очень разозлилась! Давно пора сделать какой-нибудь пешеходный переход у начала моста - старый подземный закрыли, нового ничего не придумали - ррр!

Но на Владимировскую я всё же попала.



Впрочем, это та же Фабричная, только хуже в профиль: пыль, грузовики, старые деревянные дома на другой стороне дороги, отсутствие пешеходных переходов и т.д. В тот зелёный домик за забором нас гоняли из школы на медосмотр и флюорографию, тогда тоже был квест, как туда добраться, не размазавшись по асфальту грузовиком.



"Хватит это терпеть!" :)



И наконец-то что-то интересное - Красные казармы, на данный момент - Городская психиатрическая больница №3. (Здесь видно как надстроили ещё один этаж.)



После Русско-японской войны 1904-1905 гг. в военном ведомстве Российской империи возник проект создания в населённых пунктах, расположенных вдоль Транссибирской железной дороги, «военных городков» для размещения гарнизона. Для удобства перевозки войск на восток в г. Новониколаевске недалеко от станции, за железнодорожными путями был построен военно-остановочный пункт. Комплекс зданий, возводившихся из красного кирпича, получил название «Красные казармы».

Какое-то время там находились Енисейский и Иркутский полки, казачья сотня, конвойная команда. В годы гражданской войны, 1918-19 гг. здесь размещался чехословацкий корпус. С 1919 г. здания «Красных казарм» использовались как бараки для инфекционных больных. В 1941 г. на территории военно-остановочного пункта разместился частично эвакуированный в Новосибирск зиз Ленинграда завод имени Ленина (приборостроительный завод, так называемый п/я № 105). С 1945 по 1952 гг. в «Красных казармах» дислоцировалась воинская часть внутренних войск МВД.



В настоящее время здания военно-остановочного пункта занимают медицинские и административные учреждения. Большинство зданий 2-х этажные. Характерны очень высокие потолки (визуально - около 5 метров) и узкие помещения. Система расположения помещений коридорная. В некоторых зданиях сохранилась «родная» канализация, по рассказам работников больницы - деревянная.

Я сначала обежала весь комплекс с другой стороны и нашла на задах интересный, по виду очень старый дом, про который не могу сказать ничего кроме того, что он есть...



И снова Красные казармы, довольно зловещие.



И особенно зловещи их охранники!



Я же, пользуясь тем, что мне нужно в аптеку за влажными салфетками - стереть с себя фабричную пыль, проникла на территорию больницы. Здесь-то всё ощущение зловещести сразу и прошло.





Собачка поражает в самое сердце, да) И наверняка по территории разбросано ещё много подобных экспонатов, но мне пора дальше.



Ну и вынесу отдельно: сами здания очень красивые, у них благородный вид, высокие этажи, пропорциональные окна, но работать там - я представляю, с деревянной-то канализацией.

И мы снова ныряем под железнодорожные пути.

В 1913 г. под железной дорогой при строительстве Транссибирской магистрали был построен тоннель-путепровод из монолитных рамных железобетонных конструкций. Путепровод соединил прибрежную часть города с его центром и длительное время служил наиболее надежным транспортным путем от пристани, переселенческого пункта и Фабричной улицы к другим районам города. Строительство путепровода осуществлялось под руководством инженеров С. М. Богашова, Б. П. Храповицкого и В. И. Петкова по проекту и силами фирмы «У. Любинский и Э. Векер». Тоннель признан памятником архитектуры регионального значения. На старых фотографиях его тоже окружают сосны...



На той стороне сплошь владенья РЖД, например, новенький деловой центр. Одной мне кажется, что он стилизован под нос локомотива?







Можете упрекать меня в любви к новоделу, но мне нравится. И скверик с туями симпатичный перед ним разбили.





Раньше здесь стояли страшненькие двухэтажные бараки.



А мы, тем временем, добрались до музея Истории Западно-Сибирской железной дороги.



Пришлось минут пять подождать, пока музей откроют, это того стоило! Я даже не ожидала, что он будет такой.



Информации просто море, я усвоила жалкие крохи, планирую вернуться с мужем. Начинается экспозиция с быта сибирских извозчиков и того, как им на смену пришла железная дорога. На каждом колокольчике написано название области/губернии.



Стены используются на 100%, много макетов и настоящих предметов. Первый вокзал будущего Новосибирска - станция Обь.



Приличных размеров шкаф с информацией о строителях Траннсиба. Тихомирова вы уже знаете :)



Вместе с Транссибом в Сибирь потянулись многие переселенцы со своим скарбом. У меня складывается впечатление (по знакомым и друзьям), что половина Вятской губернии перебралась на сибирскую землю.





Артефакты для труда и быта. Помимо прочего мне очень понравились кресла начальников разных станций, но целиком ни одно из них не попало в кадр.







Кабинет начальника станции.



Потом в Сибирь пришёл адмирал Колчак - очень романтическая личность, но наворотил он в стране немало.





Памятные значки и монеты.



И не совсем понятные мне билеты.



Великая Отечественная. Разумеется, я показываю крошечную часть - туда нужно идти и смотреть самим, это очень здорово.



Вечный огонь трепещет на ветру.



В ремонтных депо в войну (как и в Оперном) собирали миномёты.





Посреди зала макеты паровозов и железнодорожных путей.





Гранд-макет, только маленький и не ездит :)



Форма проводников и знаки отличия.



Насколько я поняла, на первом этаже экспозиция разбита по знаковым событиям, а на втором по хозяйствам/службам железной дороги.



Здесь гораздо больше непонятной мне техники. Но справа теодолит, это я знаю, первым моим источником дохода было таскать геодезистам рейку :)



У меня всё будет вперемешку.







Служба связи, конечно.



И ещё очень-очень-очень много всего! В общем, музей очень классный и однозначно попадает в мой top-5. И барельеф в фойе с отъезжающими и провожающими.



Следуем к вокзалу.



В принципе, давно пора пообедать, но окрестные заведения меня не впечатлили, хоть всяких столовых, рюмочных и пельменных там и много, но я просто купила булочку с абрикосовым повидлом уже на вокзале. Вкусная свежая булочка.

Пригородный вокзал. В него есть выход прямо со станции метро - очень удобно.





Рядом симпатичный дворик с лавочками и фонтаном.



А за стеклом - макет паровоза "Проворный".





Признаюсь, я очень люблю железную дорогу, вокзалы, запах мазута, голоса в репродукторах, всеобщее движение, в общем, там я побродила всласть. Разгружают почтовый поезд. Везёт кому-то.







Памятные таблички. Ту, что "На этом месте была станция Обь, где в 1897 году, следуя в село Шушенское, останавливался В. И. Ленин" я снимать побоялась, ибо под ней сидела на лавочке недоброго вида большая тётя.



Снова провожающие и встречающие.



Идём внутрь через рамки, металлоискатели, бдительных сотрудников, киоски с газетами и едой (и булочками, ага) и прочим, что необходимо взять в дорогу.





На втором этаже вокзала - фотовыставка, посвященная 40-летию с начала строительства Байкало-Амурской магистрали.







Вообще внутри красиво, лепнина с серпами и молотами, хрустальные люстры, фикусы в кадках, но я постаралась не слишком размахивать камерой. Во избежание.



А перед вокзалом - ярмарка.



В основном, конечно, мёд, всякие серёжки-браслетики из камней и прочие поделки. И палатка с липецкими носками, среди прочего :)





Колбасево! Когда наши родственники ещё жили в Киргизстане, они всегда восхищались новосибирской колбасой, там её совсем не умели делать. Но это какая-то алтайская колбаса.



Я же не устояла, купила медовый пряник в форме цыплёнка и направила свои стопы прочь от вокзала.



Продолжение следует.


Продолжение:
Tags: Интересно, Новосибирск
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments