Борис Литвинов (l_boris) wrote,
Борис Литвинов
l_boris

Categories:

Каникулы в Новосибирске: Городское начало, ч.1

Оригинал взят у secretlass в Каникулы в Новосибирске: Городское начало, ч.1


С чего начинается Родина? (считалочка юных краеведов) Москва с Кремля, Петербург с царя, Мирный с кимберлита, Кузбасс с антрацита, Валаам с креста, Новосибирск с моста.


Вот и наша вторая прогулка будет посвящена местам, из которых вырос город, которые задали ему вектор развития и определили его будущее. И, в конечном итоге, придём мы к мосту через великую и могучую Обь.

Нить маршрута: м. Площадь Ленина - Часовня во имя святого Николая Чудотворца (Красный проспект, 17а) - Аптека №2 (Красный проспект, 15/1) - Красный проспект - музей Н.К. Рериха (Коммунистическая, 38) - дом "Под часами" (Красный проспект, 11) - памятник А.И. Покрышкину - ул. Свердлова - ул. Спартака - Стоквартирный дом и памятник А.Д. Крячкову (Красный проспект, 16) - ул. Сибревкома - памятник первому светофору - швейная фабрика "Синар" (Серебренниковская, 14) - ул. Каинская - магазин "Новосибирский Пчелоцентр" (Красный проспект, 10) - собор во имя Александра Невского (Советская, 1а) - Новосибирский государственный художественный музей (Красный проспект, 5) - парк Городское начало - набережная р. Обь, колесо обозрения - прогулка до о.Кораблик и обратно - м. Речной вокзал.

Тип экскурсии: пеше-водная.


Стартуем мы снова с площади Ленина, но на этот раз пойдём на юг, туда, где номера домов по Красному проспекту сменяются однозначными. И первая, встреченная нами, достопримечательность - Часовня во имя Николая Чудотворца на островке посреди улицы. Попасть туда удобнее всего по подземному переходу.

Проект часовни безвозмездно составил известный архитектор А. Д. Крячков. Строительство было завершено в 1914 году, и впервые в истории города был использован метод «народной стройки» - так, усилиями общественности города были получены бесплатные железнодорожные билеты на провоз колоколов.



В 1930 года часовня была снесена. На её месте недолгое время находилась статуя «Комсомолец», а затем памятник И. В. Сталину, который был убран в 1950-х годах. Часовня была вновь возведена в 1993 году к 100-летнему юбилею Новосибирска, тогда же повсеместно раздувалась история, что часовня стоит точно в географическом центре бывшей Российской империи, но, говорят, это не так.



Я же набралась смелости и вошла внутрь. Я не отношусь к какой-либо религии и имею равный интерес ко всем, но именно наша родная православная церковь заложила в меня страх к посещению подобных мест, и в платке, и в юбке и без балаклавы я почему-то не нравлюсь служителям культа, видимо, судьба такая, но в этот раз повезло: в часовне шёл молебен, и на меня никто не обратил внимания. Пели "Радуйся, Микола" и очень красиво пели, бабушки ставили свечки, уличного вида старик сидел, весь склонившись, и, наверное, отдыхал. Через несколько минут я выскользнула на воздух.



Красный проспект - главная улица города длиной около 7 км. По пути встречаем историческое здание аптеки №2, это старейшая аптека из ныне сохранившихся, само здание построено в начале ХХ века как доходный дом, а в 1913 году по решению Городской Думы в нём открылась «Вольная аптека». Где была аптека №1, история умалчивает.



Снаружи висят интересные фотографии. Дама справа напоминает мне Агату Кристи, она ведь тоже была фармацевтом и работала в аптеке.



Проверка очков на советских газетах.



"Да здравстует Шевиков - вождь и орг..." О Шевикове история тоже умалчивает.





По Красному проспекту сохранилось много кирпичных домов начала ХХ века, что характерно, многие годы они стояли, копя пыль и теряя кирпичи, и вдруг резко стали дико популярными - рестораторы и владельцы бутиков раскупили всё!

Вот дома купца И. Т. Сурикова и Молчанова, построены в начале XX века, в двух примыкающих друг к другу домах в 1917—1918 годах находились типографии первых революционных изданий Новониколаевска, и типография же была здесь ещё лет 5 назад. Сзади жуткая жуть с бирюзовыми башенками и бэтмэн с ушами.



А мы пока покинем Красный проспект и свернём на улицу Коммунистическую в сторону музея Н.К. Рериха. Рядом двухэтажный дом - памятник деревянного зодчества. В орнаменте над окнами проглядывает что-то вроде кедровой шишки. Одна стена - кирпичная, по требованиям городских властей к противопожарному состоянию.



А вот и сам музей - красивый и современный - самый современный в Новосибирске.



Во дворе - Часовня Святого Сергия Радонежского, очень почитаемого Рерихом. Здесь меня застал дождь, и я поспешила внутрь.



Внутри - красота! Основная часть экспозиции художественная, картины висят не в хронологическом порядке, а по темам, которые оформлены цитатой над ними, но и хронологически их очень легко отличить: более исторические работы Рериха сменились мистическими, и стиль претерпел изменения.



Николай Константинович Рерих (27 сентября 1874, Санкт-Петербург — 13 декабря 1947, Индия) — русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира. С 1917 года жил за границей. Организовал и участвовал в Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедициях.



Здесь же большая коллекция минералов, я не очень поняла, что они символизируют, видимо, просто горы.



Горы, горы, горы...



Оригиналы многих из этих картин висят, кстати, буквально в соседнем здании, и многие из них значительно больше по размеру. Написаны горы, в основном, темперой - краской на основе минералов, поэтому небо и вершины как будто светятся...





Интересна история о том, как вообще такое количество работ оказалось в Новосибирске, а дело было так: в своём завещании, оставленном сыновьям, Рерих просит передать его картины в Россию, причём большую часть «городу близ Алтая».



Из воспоминаний новосибирского искусствоведа П.Д. Муратова, который загорелся мыслью во что бы то ни стало получить картины для Новосибирска.

Я всё бросил и в тот же вечер ночным поездом уехал в Москву искать сына Рериха, Юрия Николаевича, имея в записной книжке ориентир: Академия наук, Институт востоковедения, где мне и дали домашний телефон Ю.Н. Рериха. Позвонил Юрию Николаевичу. Он не сразу согласился, но потом разрешил побывать у него...

Я был тогда полон энтузиазма; рассказал Юрию Николаевичу, что слышал о завещании Николая Константиновича, по которому один из сибирских городов может получить его картины.
— Да, есть такое завещание. Я думаю, картины могли бы оказаться в Барнауле.
Я стал возражать:
— Кто в Барнаул поедет? Новосибирск — центр Сибири, это Академгородок, университет, консерватория, грандиозный оперный театр!
— Может быть, вы и правы, — ответил Юрий Николаевич.

Я много раз встречался и беседовал с Ю.Н. Рерихом. Он не возражал ни в чём, а только слушал. Я убеждал его передать картины для Новосибирска. Он спросил меня:
— А вы можете обещать мне, что все картины Николая Константиновича будут находиться в постоянной экспозиции?"


Так с 1960 года картины Н.К.Рериха находятся в постоянной экспозиции Новосибирского художественного музея.

Ну да я отвлеклась! Вернёмся в наш музей. Почти к каждой картине здесь вынесены на табличку мысли о ней самого автора и искусствоведов, и это очень удачное решение. "Победа, 1942 год" - "воин в древнерусских доспехах - обобщённый образ нашего народа, отстоявшего родину в тяжёлой войне. На втором плане гора Белуха". Я, конечно, не художник и философ, но для меня Белуха - это тоже символ жизни, возможно даже вечной.



"Матерь мира".



В поддержку к картинам в музее находится много скульптур А.Д. Леонова - они чудесны, а особенно хорошо удаются автору разнообразные младенцы.



В отдельном зале собраны различные паназиатские артефакты. Слева важдра. Кто читал Успенского, тот поймёт :)



И написание мантры "ом мани падме хум".



Дом Будды.



И портреты Рерихов, написанные их последователем Л.Р. Цесюлевичем.



А на третьем этаже выставка работ их сына - Святослава Рериха. Вот эти: "Освобождение", "Распятое человечество" и "Куда ты идёшь, человечество?" - написаны в годы войны, так что такие вопросы вполне уместны...



Там же в музее сейчас работает выставка тайваньского акварелиста Куо Мин-фу "Терра Инкогнита". Ооооо... Нет слов, если честно, нереально красиво, поищите его обязательно. Там же ещё и фильм о нём и его работах включили, очень приятный, на Тайвань безумно захотелось!



И выход через сувенирную лавку: очень много книг, открыток, буклетов, репродукций и т.д. Я, правда, ушла без покупки.



В общем, мне очень понравился музей! К тому же там можно фотографировать, и есть для этого все условия: как минимум там светло. На улице, тем временем, снова солнце, передо мной красивейшие дома с колосьями и серпами, а я перед выбором: передо мной сейчас находится ещё 4 (ЧЕТЫРЕ!) художественных музея, и я думаю в какой пойти.



Дело в том, что Новосибирский государственный художественный музей имеет три входа, в каждом своя экспозиция, своя касса и свои правила. С ул.Свердлова вход в зал временных экспозиций и в арт-цоколь.





А ещё рядом находится Городской зал изобразительных искусств, обычно он мне очень нравится, но сегодня афиши что-то не пленяют. Кстати, насколько я поняла, картинная галерея изначально открылась именно в этом здании.



В общем, я выбирала-выбирала и от отчаянья решила идти мимо :) Башенка дома Маштакова (1903г.), сейчас Художественного училища (кругом одни художники, спасите!) и рядом на бульваре Красного проспекта бюст А.И. Покрышкину.



Несколько фактов о моём однофамильце и земляке. Александр Иванович Покрышкин (6 марта 1913 года, Новониколаевск — 13 ноября 1985 года, Москва) — советский лётчик-ас, второй по результативности (после Ивана Кожедуба) пилот-истребитель среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Первый Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (1972).



Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 — в группе.

Книгу «Небо войны» главком ВВС Сирии перевёл и издал за собственные деньги на арабском языке. Арабские лётчики в современной арабо-израильской войне на практике блестяще использовали тактику воздушного боя, разработанную Покрышкиным.



У памятников войны клумбы всегда бело-красные, цвета ран и госпиталей.



Ещё один памятник архитектуры в духе конструктивизма - Дом под часами, построен в 1931—1934 годы. Здание оригинально для Новосибирска по своей планировочной структуре: это дом галерейного типа, занимающий угол квартала на Красном проспекте. В угловой, повышенной части дома устроен лифт, обслуживающий 78 квартир. К сожалению в мой объектив дом никак не хотел входить, так что если хотите посмотреть на галерею - товарищи, пройдёмте.



Впереди у нас недавно облагороженная площадь Свердлова с высящимся над ней зданием Областной администрации (1932г.), вернее, теперь уже правительства Новосибирской области.

Окончательную редакцию проекта здания выполнил А. Д. Крячков совместно с Б. А. Гордеевым и С. П. Тургеневым, расчет монолитного железобетонного каркаса и всех других конструкций сделал Н. В. Никитин — молодой тогда инженер, окончивший в 1930 году Томский технологический институт и ставший впоследствии автором-инженером каркасов высотных зданий МГУ в Москве и Дворца Культуры и Науки в Варшаве. Он же был автором конструкции Останкинской телевизионной башни в Москве и многих других известных и сложных сооружений в нашей стране.



А меня со страшной силой потянуло в старые кварталы между Красным проспектом и Серебренниковской - там я ходила по весьма странной траектории, повторить не смогу даже на словах. Ресторан вот на заметку взяла.



На ул.Свердлова скульптура "Ангел" и другие крылатые.





Музей "Сибирская береста", мы не так давно были в его филиале, так что снова ещё не потянуло. Возможно зря, картинки на афише симпатичные.



На Серебренниковской - очень побитый жизнью ДК им.Дзержинского.



А за ним мечта археолога - культурные слои старого города.



И рядом жилой дом-комбинат работников НКВД. Здание является одним из наиболее качественно выстроенных образцов многоквартирного жилого дома, выполненного с использованием приемов конструктивизма. Если учесть, что во многих образчиках жилых домов тех лет не было кухонь и ванных - что за такая роскошь?! - то "качественно выстроенное" предполагает просто немыслимые удобства :)



И снова площадь Свердлова с новой филармонией и старым Стоквартирным домом.



Стоквартирный дом изначально задумывался как ведомственное здание для проживания работников исполкома Западно-Сибирского края (в квартирах были предусмотрены даже шестиметровые комнаты для прислуги). Возведение дома началось в 1934 году. На Международной выставке искусств и техники в Париже 11 декабря 1937 года проект Стоквартирного дома (вместе с проектами Крячкова Домов Советов в Иркутске и Красноярске) был удостоен диплома 1-й степени, золотой медали и гран-при.



На вопрос: «В каком стиле построен 100-квартирный жилой дом?» — сам архитектор отвечал: «Во французском неоклассицизме», а критики же отзывались так: "Оно дает черты не нашего советского дома, а скорее дома в капиталистическом городе, и основным дефектом я считаю эту архитектуру эклектичного характера."

Я раньше как-то не особо обращала на него внимание и считала вообще переоцененной достопримечательностью, а в этот раз вдруг глянула на него по-новому. Какой же красавец! А перед ним стоит самый продуктивный и узнаваемый новосибирский архитектор - да-да, именно он! - А.Д. Крячков.





А если вы не знаете, кто такой Грицюк, то собирайте вещички и дуйте в художественный музей: Грицюк там тоже в постоянной экспозиции, и мне он очень нравится!

Ещё один взгляд на площадь. Новый скверик с новыми скамейками у новой филармонии. Честно говоря, не очень мне это здание понравилось, даже не формами, а материалами - будет кто-то эти синие панели регулярно мыть? То-то же. И скамейки из той же космической оперы поставили. А на заднем плане находится Реальное училище имени Дома Романовых, построенное в 1912 году по проекту угадайте кого, и оно как многие в городе здания в советский период приросло на несколько этажей поверх старого проекта. Сейчас здесь детская больница скорой помощи.



И Художественный музей, тоже крячковское здание. Вот человек был! Человечище!



Собор Александра Невского и справа от него управление «Запсибзолото», здание которого построено в 1930—1932 годах, наверху барельеф, где трудяги с кирками и лопатами пополняют золотой запас страны и красуются вензеля "СЗЗ".



И снова тихие улочки с остатками былой деревянной и резной роскоши.





На углу Серебренниковской и Сибревкома сразу несколько интересных композиций: памятник первому светофору Новосибирска с крепышом-постовым и реклама фабрики "Синар" с швейной машинкой "Зингер", идентичной натуральной.



За ней сама фабрика "Синар", бывшая "Первая сибирская швейная фабрика им. ЦК союза швейников", снабжающая недорогими и вполне приличными на вид мужскими костюмами половину города. Как жена активного потребителя костюмов могу сказать, что польский костюм за 16000 начинает лосниться даже раньше новосибирского за 4000. Ещё там шьют рубашки, блузки и пальто, и это одно из немногих промышленных предприятий города (страны?), которое не просело в годы перестройки, ведь пальто и куртки нужны в любые времена.

На здании есть интересные барельефы с швеями, вязальщицами, разработчиками станков, голопопыми младенцами и крутобедрыми модницами.





Дальше по Серебренниковской располагается монументальное здание школы с углублённым изучением всего. Покажу лишь несколько мелких деталей: мальчик с книжкой и оригинальное ограждение. Сначала я думала, что учитель прилетел из космоса, но наверное это всё-таки такая высокая женская причёска а-ля шиньон.



Ещё один образчик советского классицизма (если не сказать романтизма): капители с папоротниками и цветочками, серп и молот на фоне восходящего солнца, венок из дубовых листьев с трепещущими по ветру лентами...



И вообще - цветут цветы, бегают трамваи - очень милая улица Серебренниковская. Слева с краю, кстати, скульптура, именуемая "Мальчик с одуванчиком". Одуванчик я приняла за улитку, а из-за земляных работ разобраться получше не смогла.



На улице Каинской большой ремонт, от этого дома остался один фасад и кипит работа.



И ещё один музей на заметку. Я, к сожалению, космически далека от кинематографа и одна идти не рискнула.



А вот и знаменитая "Синема" - оплот неформатного кино. С конца 90-х на базе кинозала постоянно работают киноклубы различной направленности и формата: золотой фонд кинематографа, новинки последних лет, фильмы на языке оригинала и многое другое. «Синема» отличается от современных кинотеатров тем, что здесь можно посмотреть как новинки, так и классику зарубежного и российского кинематографа, некоммерческое кино, культовое, а так же кинораритеты. По озвученной выше причине я там не была :)



Деревянные дома на улице Каинской, в т.ч тринадцатый несчастливый. Дальнейший текст взят из книги И. Маранина "Мифосибрск", советую прочитать, она весьма увлекательная.



Улица, на которой началась самая страшная катастрофа в истории Ново-Николаевска, называлась символично – Каинская. И фамилия человека, из-за которого пылал целый город, была не менее говорящей – Гнусин. Наш зловещий герой Гнусин жил в самом центре – в маленькой деревянной избе по улице Каинской. Ветреным весенним днём около двух часов пополудни 11 мая 1909 года он топил старую печь во дворе, разогревая смолу [...], тут несколько огненных искр попало в сеновал, который мгновенно воспламенился. От него загорелась изба самого Гнусина, затем находившийся рядом склад сельскохозяйственных орудий, а уже через час полыхало сразу в двадцати местах. Дувший с Оби сильный ветер разносил огонь по городу, захватывая всё новые и новые кварталы. От нынешнего автовокзала до нынешнего Центрального парка, от сов­ременного Красного (а тогда Николаевского) проспекта до поймы реки Каменки…

Город пылал. На колокольне каменного собора Александра Невского били в набат. Жители выскакивали из домов, не успевая забрать ценные вещи и вывести скот. Они метались между стенами огня, пытаясь прорваться к Оби, но удавалось это не всем. Над городом кружился огромный дымный столб, который был виден за десятки вёрст. Пожарные принялись грузить на лошадей бочки с водой. Тем временем загорелась и вскоре рухнула пожарная каланча, похоронив под собой и пожарный обоз, и багры с вёдрами, и бочки с водой. Пожар утих только к утру, но отдельные очаги его тушили ещё и следующим днём, и даже следующей за ним ночью. Выгорело 22 городских квартала, почти 800 домов, магазины, лавки, хозяйственные постройки, склады и единственная в городе школа. Посреди выгоревшего квартала стояла целой и невредимой деревянная Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Этот дом выстроен сразу после пожара на месте предыдущего.



Неподалёку Дом народного творчества.



Часы были хоть и рабочими, но дверь была закрыта, и меня никто не ждал - очень жаль. И что-то этот пост окончательно превратился в записную книжку "сходить когда-нибудь потом". Ну такие вот музееёмкие места :)



И всё-таки любому другому строительному материалу я предпочту такой вот старый красный кирпич.





Рядом с описанными выше кварталами находится улица Кривощёковская - одна из первых улиц нового города, выросшего силами строителей моста, но на ней совсем не осталось старых домов, а про мост - это уже другая история.

Продолжение следует.



Продолжение: Каникулы в Новосибирске: Городское начало, ч.2
Tags: Новосибирск
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments